Важнейшие законопроекты, необходимые для старта рынка земли
Для того, чтобы выгодно инвестировать в сельскохозяйственную землю – недостаточно просто сидеть на месте в ожидании 1 июля. Важно постоянно держать руку на пульсе, в частности в вопросах, касающихся юридического основания полноценного запуска рынка земли.
Бесспорно, большинство украинцев слышали об определяющей в истории Украины ночь с 30 на 31 марта 2020 года, когда Верховная Рада принимала историческое для всех решение – резонансный и наиболее эксцентричный земельный закон. Именно в тот день жизнь украинцев поделилась на «до мораторную» и жизнь после открытия рынка купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения.
Тем не менее, земельная реформа не ограничивается принятием одного Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Как минимум, нужно еще принять е несколько законов и законопроектов, комплекс мер по обеспечению прозрачности управления земельными ресурсами и более двух десятков подзаконных актов, призванных упорядочить управление землей и доступ к финансированию малым и средним фермерам.
Изменения в законодательстве
Что же это за необходимые изменения в законодательстве, которые уже успели получить название «земельного пакета реформ»?
Прежде всего‒ законопроект № 2194, который должен нормализовать вопросы управления земельными ресурсами, уничтожения коррупционных схем в земельной сфере и гарантировать восстановление справедливости для всех украинцев.
Его основными задачами являются упрощение процедуры передачи земель общинам, децентрализация управления землями, передача государственных земель за пределами населенных пунктов в коммунальную собственность общин, а функции контроля Госгеокадастра ‒ соответствующим местным органам. Следующим важным пунктом является принятие законопроекта № 2195,призванного существенно минимизировать уровень распространенных на рынке земли коррупционных практик.
Благодаря внедрению прозрачного процесса электронных земельных аукционов и обязательства продавать государственные и коммунальные земли исключительно через такие аукционы, ‒ мы получим возможность привлекать в процесс максимальное количество участников, а следовательно гарантировать конкурентоспособные цены. Принятый в первом чтении, законопроект до сих пор ожидает дальнейшее рассмотрение.
Еще одной не менее важной законодательной инициативой остается до сих пор незарегистрированный проект закона о консолидации земель сельскохозяйственного назначения. Иными словами ‒ комплексный механизм развития аграрной отрасли и развития сельских территорий.
На сегодня аграрный производитель вряд ли с уверенностью может сказать, что чувствует себя защищенным в правах на землю: когда одно поле одновременно используют несколько арендаторов, то юридически те участки, которые арендует каждый из них ‒ не составляют целостных контуров, они хаотично разбросаны по всему полю.
Если не принимать во внимание угрозы, которые существуют в неправовом поле, нынешняя ситуация в земельных отношениях все еще создает дополнительные риски, которые возникают из-за отсутствия четкого механизма консолидации. Поэтому, законодательное урегулирование отношений между собственниками и пользователями в пределах отдельных земельных массивов в канун открытия рынка земли ‒ как никогда актуальным
Зарабатывает тот, кто первый пришел на рынок! Присоединяйтесь к членам клуба Land Club
Стать членом клуба
Заждался на принятие и законопроект № 3012-2 о праве государственных работников на земельный пай. Именно этот законопроект должен определять принципы распределения земель во время приватизации сельхозугодий государственных и коммунальных предприятий, в общем оптимизировав всю процедуру. А это значит, что вскоре Украина имеет все шансы увидеть действующий на законодательном уровне четкий механизм приватизации.
Имейте ввиду, вышеупомянутыми законопроектами вся земельная реформа не ограничивается, этот список можно продолжать бесконечно. Однако, это ни в коем случае не опровергает их важность и злободневность.