Осталось менее трех недель до открытия рынка земли в Украине. 1 июля вступает в силу закон № 552 о революционных изменениях в обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Недавно Верховная Рада приняла новый закон об усовершенствовании системы управления и дерегуляции в сфере земельных отношений (законопроект № 2194). Нормативно-правовое поле для миллионов владельцев и арендаторов сельхозземель кардинально меняется. Праздно ждать июля – худшая из стратегий. К знаменательному событию нужно готовиться заранее.
Земельные арендные новеллы Правовые основы аренды сельскохозяйственной земли установлены преимущественно Земельным кодексом Украины, принятым в далеком 2001 году. В течение двух десятилетий в «земельную конституцию» вносилось множество изменений, но аграрии и другие заинтересованные субъекты успевали к ним привыкнуть. Сейчас ситуация неординарная. Принятые законы меняют нормативный «ландшафт» до неузнаваемости.
Существенные новации для землевладельцев и пользователей земельных участков принесли прошлогодние законы:
- «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно условий оборота земель сельскохозяйственного назначения» (№ 552-IX);
- «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно планирования использования земель» (№ 711-IX);
а также закон
- «О внесении изменений в Земельный кодекс Украины и другие законодательные акты относительно усовершенствования системы управления и дерегуляции в сфере земельных отношений»,
принятый 28 апреля 2021 года (законопроект № 2194, готовится к подписанию председателем Верховной Рады).
На многочисленных арендаторов земли ждут, в частности, законодательные
нововведения: 1) предоставляется право как гражданам Украины уже с 1 июля 2021 года покупать землю сельскохозяйственного назначения площадью до 100 га; 2) предусматривается возможность отчуждения и передачи в залог права аренды на земельные участки пользователями без согласования с собственниками земли; 3) вводится порядок реализации преимущественного права (ПП) арендаторами по приобретению земельных участков, которыми они пользуются; 4) вводится двухочередность субъектов с преимущественным правом на покупку земельного участка сельскохозяйственного назначения, первенство из которых предоставляется лицу, имеющему специальное разрешение на добычу здесь полезных ископаемых, и только потом наступает очередь воспользоваться преимущественным правом у арендатора земельного участка; 5) «очередникам» предоставляется возможность отказываться от своего преимущественного права на приобретение земли или передавать такое право другому правомочному лицу (согласно договору, который подлежит государственной регистрации); 6) устанавливается финансовое условие для реализации преимущественного права — его обладатель должен заплатить цену, установленную продавцом или зафиксированную на земельных торгах; 7) на нотариусов возлагается обязанность информировать владельца земельного участка о желании субъекта преимущественного права приобрести землю в приоритетном порядке; 8) детализируется порядок земельных торгов, устанавливается ограничение в размере 20 га максимальной площади участка государственной или коммунальной собственности, право аренды на которую может выставляться на торги; 9) землепользователям (как и владельцам земли) предоставляется право осуществлять снятие и перенесение грунтового покрова земельных участков только на основании проекта землеустройства.
Получается, что опасения многих арендаторов о возможной потере арендованных участков с открытием рынка земли преувеличены. По крайней мере, на законодательном уровне предусмотрено преимущественное право покупки арендованной земли именно за арендаторами.